ЕВРОПЕЙСКИЙ МАНИФЕСТ
Десять лет назад Москва выступила с инициативой разработки Договора о европейской безопасности. По сути, речь шла о предложении отказаться от наследия Холодной войны путем создания в регионе Евро-Атлантики пространства неделимой военно-политической безопасности. Годом позже российская сторона подготовила и направила проект такого международного документа в НАТО, Евросоюз, ОДКБ и ОБСЕ. Внятного ответа на это предложение от коллективного Запада так и не последовало. Зато продолжилось расширение НАТО к российским границам, и началось форсирование в ЕС польско-шведской инициативы по так называемому Восточному партнерству. Последнее стало очевидной альтернативой углубления евразийской интеграции на постсоветском пространстве и во многом спровоцировало в 2013 – 2014 гг. глобальный кризис вокруг Украины.
Спустя четыре года после начала агрессивной антироссийской кампании, ставшей следствием событий, порожденных государственным переворотом в Киеве в феврале – марте 2014 г., мир явно изменился, став гораздо менее безопасным. При этом пространство для взаимовыгодного сотрудничества зримо сузилось. Внутри стран ЕС также произошло немало событий, породивших кризис этого межгосударственного союза и выход из него Великобритании. Отношения между США и странами континентальной Европы с 2017 г. оказались далеки от былой гармонии. К тому же заявления из Брюсселя, Берлина и Парижа более похожи на объявление торговой войны Соединенным Штатам, переставшим вообще учитывать интересы своих младших партнеров по Северо-Атлантическому альянсу.
По прошествии без малого трех десятилетий крайне наивными кажутся слова из «Парижской хартии для новой Европы», в которой главы государств и правительств стран участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1990 г. провозгласили:
«Наше время – это время осуществления тех надежд и ожиданий, которые жили в сердцах наших народов на протяжении десятилетий… С прекращением раскола Европы мы будем стремиться придать новое качество нашим отношениям в сфере безопасности при полном уважении сохраняющейся за каждым свободы выбора в этой области. Безопасность неделима, и безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех остальных».
Теперь же вся Большая Европа от Лиссабона до Владивостока де-факто вновь расколота и при этом испытывает целую серию новых опаснейших угроз, порожденных как старыми проблемами, так и вызовами 21-го века. Решить большинство из них можно лишь общими усилиями.
Мы с коллегами из Европейского парламента (теми, кто не отвык думать рационально) наметили для обсуждения с десяток такого рода глобальных вопросов, представляющих очевидный взаимный интерес и имеющих реальную перспективу к реализации в обозримом будущем. Аналогичная позиция прослеживается и в дискуссиях на площадке российского парламентского Европейского клуба с участием должностных лиц стран ЕС и представителей Ассоциации европейского бизнеса в России. Буквально на днях группа влиятельных европейцев (посещавших ЧМФ в РФ) согласилась с мнением о том, что стоило бы подготовить некий объединительный документ, своеобразную декларацию или манифест для Большой Европы. Его текст должен быть адресован всем европейцам, понятен самому широкому кругу лиц и созвучен чаяниям большинства на огромном пространстве от Атлантики до Тихого океана.
Было бы символично начать проработку такого рода воззвания именно сейчас, в год столетия окончания Первой мировой войны. Именно ее невыученные уроки не только привели ко второй глобальной войне 1939–1945 гг., но и продолжились в годы Холодной войны. Они же высвечиваются сквозь проблемы нынешнего обострения межгосударственных отношений Старого Света, сказываются на глобальной ситуации в целом.
Проведенные с участием автора встречи показывают, что в основе объединительного текста могли бы быть 5 – 7 основополагающих тезисов. Причем большинство из них, так или иначе, уже были зафиксированы в документах ООН, Совета Европы, Хельсинском заключительном акте (1975), последующих решениях ОБСЕ.
Фактически речь идет о модернизации тех позитивных процессов, которые начинались еще в период глобального противостояния двух систем 1946 – 1989 гг., но либо не были должным образом имплементированы, либо требуют определенной реновации. Естественно, к ним следует добавить ту проблематику, которая вытекает из реалий 21-го века и уроков совсем недавнего прошлого. В любом случае такого рода текст должен не раскалывать наш общий европейский дом, а иметь позитивный, объединительный характер.
В числе ключевых положений подобного текста могли бы быть:
— верховенство общепризнанных норм международного права, зафиксированных в Уставе ООН, включая безусловное соблюдение принципа невмешательства в суверенные дела друг друга;
— неделимость общеевропейской безопасности и недопустимость обеспечения собственной безопасности за счет других;
— недопустимость применения силы или угрозы силы в отношениях между государствами, включая применение мер санкционного характера, принимаемых в обход Совета Безопасности ООН;
— уважение к общим историческим корням европейской цивилизации при соблюдении прав народов Европы на сохранение и развитие их национальной культуры, языка, традиций;
— создание максимально возможных условий для развития сотрудничества с целью укрепления безопасности (включая борьбу с международным терроризмом и преступлениями с применением информационно-компьютерных технологий), обеспечения устойчивого развития, охраны среды обитания и т. д.;
— обеспечение защиты законных прав и свобод граждан, предприятий и организаций, действующих на территории Большой Европы в соответствии с общепринятыми нормами международного права, двух- и многосторонними межгосударственными договорами, при безусловном соблюдении законодательства страны пребывания, уважении ее политической системы, культуры, традиций;
— углубление инфраструктурной интеграции Большой Европы и снятие искусственных ограничений для свободного движения товаров, услуг и капиталов, расширения безвизового пространства от Атлантики до Тихого океана для осуществления краткосрочных поездок (при соблюдении норм и ограничений трудового законодательства стран пребывания).
Разумеется, прежде чем представить такого рода документ широкой публике, он должен пройти апробацию на самых разных, но авторитетных общественно-политических площадках Большой Европы. При этом, по мнению автора, подобный текст должен стать итогом коллективного творчества представителей максимального числа европейских государств, отражать разумные и естественные интересы людей разного возраста, пола, национальности, веры и социального положения.