БЕШЕНЫЙ ДОЛЛАР
За последние три месяца не было дня, чтобы кто-нибудь не задал мне вопрос об американском долларе. О нем опять неустанно спорят. Одни эксперты снова предрекают скорую смерть «проклятым баксам», а заодно и всей экономике США. Другие сулят то же самое отечественной валюте и экономике.
Тем временем, доллар подрос в рублях с 35 (начало августа) до 43 (конец октября). За один только октябрь «грин» прибавил в цене сразу три рубля (с 39.38 до 43.39). Для сравнения - за тот же период прошлого (2013) года отклонение составило 42 коп. (тогда рубль дорожал!). А пять лет назад, в кризисном для мировых финансов 2009 г. с 1 по 31 октября доллар «похудел» почти на рубль (с 30.01 до 29.05).
Перед тем как перейти к собственным выводам и некоторым прогнозам, хотел бы напомнить моим уважаемым читателям несколько базовых положений:
(1) Доллар, как и любые денежные знаки, выполняет несколько разных функций: мера стоимости товаров и услуг, средство накопления и средство платежа.
(2) Среди двух сотен валют большая часть имеет только внутреннее хождение, немногие являются региональными валютами, но только избранные деньги считаются валютами мировыми. К ним относятся доллары США, евро, японские иены, британские фунты и швейцарские франки.
(3) Курс валют определяется соотношением спроса и предложения между покупателями и продавцами денег (многие сами бывали в этих качествах в "обменниках"). Валютный курс - величина подвижная. Рыночный курс может значительно отличаться от реального обеспечения конкретной валюты.
(4) Обеспеченность любой валюты определяется целым рядом факторов. Наиболее значимые из них: соответствие производимого объема товаров и услуг объему денежной массы, дефицит или профицит бюджета, состояние платежного и торгового балансов, объем внешнего и внутреннего долга.
Начнем с последнего пункта. Рост доллара по отношению ко всем мировым валютам наблюдается с начала 2014 г. на всех континентах. Одна из причин этого явления – изменение монетарной политики Федеральной резервной системы США (до того они искусственно занижали курс доллара, наполняя денежной массой американскую экономику). Так, по данным самой ФРС по сравнению с базовым расчетным уровнем (средним курсом $ к валютам семи ведущих индустриальных стран в 1974 г.) он вырос с 74-75% (2012-13) до 90% в 2014 г., т.е. почти на 15 процентных пунктов или на 1/5. Для сравнения, рост доллара к рублю за указанный срок составил порядка 1/4. Иными словами, почти 2/3 нынешнего роста цены американских денег в России обусловлено общей мировой тенденцией и лишь 1/3 иными причинами.
СПРАВОЧНО: максимальный уровень цены денежных знаков США в мире наблюдался в момент начала горбачевской перестройки и начала глобальной американо-саудовской игры на понижение стоимости нефти (1985). Тогда его относительный уровень достиг рекордных за всю послевоенную историю 150%. Самый низкий уровень пришелся на 2013 г. Наиболее высокими были долларовые достижения в периоды с 1980 по 1988 (при низкой стоимости нефти), и с 1988 по 2005 гг.
Доллар и нефть. Эта связка стала за последние полвека своеобразной финансовой аксиомой: "низкая нефть - высокий доллар", "высокая нефть - низкий доллар". В 1970-е годы возник даже неологизм - "нефтедоллар". Сама цена на нефть испытывает влияние двух фундаментальных факторов: себестоимости производства и соотношением спрос/предложение на мировых торговых площадках. Это соотношение носит не только объективный характер (т.е. зависит от объема добычи нефти в мире и спросе на нее, как на сырье для производственного и бытового потребления). Нефть давно играет роль, схожую с драгоценными металлами - стала средством вложения денег для их сохранения и приумножения.
Приобретаемая и перепродаваемая нефть спокойно лежит в одних и тех же резервуарах, меняя своих формальных владельцев на бумаге. Справки о наличии нефти в собственности становятся основой для банковских гарантий и кредитов, идут в обеспечение финансовых активов. Поэтому прогноз нефтяных цен становится делом неблагодарным и малонадежным.
Сами же цены на нефть (по отношению к доллару) колебались на памяти моего поколения в очень широком диапазоне: от $8 до 140. Да и за прошедшие пять лет они, мягко выражаясь, не стояли на месте. Так, если в середине 2009 г. (Разгар глобального финансового кризиса) за баррель марки Brent на мировом рынке давали около $70, то через год почти $125, а концу 2014 стандартная бочка "черного золота" подешевела ниже $90.
Нефтедобывающие страны, включая Россию, строят свою бюджетную политику с оглядкой на цену «черного золота». Так, считается, что цена нефти, при которой в 2015 г. эти страны могут иметь бездефицитный бюджет, составляет для ОАЭ 73 доллара за баррель, для Саудовской Аравии – 90, для России – 107.
В настоящее время прогнозы цены на нефть, сделанные в России при формировании бюджета страны на 2015 г., сводятся к 96 долларам. Между тем, наполнение бюджета от экспортной выручки (включая продажу углеводородов) сильно зависит от цены самого доллара в рублях. В этом смысле если доллар дешевеет к рублю быстрее, чем цена на нефть, то соответствующие количественные параметры доходной части отечественного бюджета не ухудшаются. Иными словами «слабеющий» к доллару рубль при «низкой» нефти выручает наш федеральный бюджет!
Возвращаясь к нефтяной теме, отмечу, что, помимо очередной теории сговора между США и арабскими шейхами для понижения стоимости нефти, в падении ее цены есть весьма объективный фактор. Этот фактор - мировой спад производства. В США, ЕС, других индустриальных государствах, даже в странах БРИКС темпы роста заметно снизились, а в ряде крупных стран уже несколько лет наблюдается и относительное, и абсолютное снижение объемов производства. Это ведет за собой снижение потребностей в энергоносителях, в первую очередь – нефти.
Доллар и фондовый рынок также связаны многолетними узами. Ценные бумаги обращаются по всему миру, но важнейшая их гавань – США. Здесь родина многочисленных финансовых пузырей, раздутых при помощи нехитрой игры в деревативы (производные финансовые инструменты, которые частенько утрачивают объективную связь с реальными активами). Доллар также востребован в разномастных оффшорных зонах, где деревативы пользуются особой популярностью и живут своей собственной спекулятивной жизнью.
Самое время взглянуть на то, чем обеспечена американская валюта сегодня. Бюджет Соединенных Штатов в 1998-2001гг.находился в профиците. Потом его дефицит (превышение расходов над доходами) начал расти. В 2014 г. он будет равен примерно 500 млрд. долларов. При этом величина государственного долга США составит ориентировочно 18,5 триллионов долларов или почти 110% от ВВП Соединенных Штатов. Это абсолютный мировой рекорд или ¼ от всех мировых долгов, тогда как доля населения США в мире скромнее – 1/23.
Любая экономика не выдержала бы подобного бремени, но США сами выпускают «мировые деньги», за которые можно купить где угодно все что угодно. Эти виртуальные средства платежа (основной объем долларов находится не в виде банкнот и монет, а является электронными учетными записями на корреспондентских счетах банков) и обеспечивают основной долг Соединенных Штатов. По сути, речь идет о глобальной фирме типа «МММ», которая держится только на том, что остальные клиенты по разным причинам пользуются именно их «фантиками».
Подобное положение сложилось в мире не сразу, а лишь тогда, когда доллар в результате ряда сугубо политических решений заменил собой в международных расчетах золото. Теперь цена на золото стала также заложницей долларовых, фондовых, нефтяных и иных подобных спекуляций.
За первое десятилетие 21-го века цена золотой унции на Лондонском рынке подскочила с 300 до 1400 долларов. Рост стоимости доллара по отношению к другим валютам (об этом мы писали выше) привел к перетоку средств инвесторов не только из нефти в американскую валюту, но и их других материальных активов, в том числе из золотых слитков. В итоге желтый металл подешевел на рынке до 1230 долларов (на момент написания этой статьи).
К спекулятивной составляющей долларовой лихорадки в России примешивается мощная внешнеполитическая составляющая. Именно она приводит к снижению курса рубля не только в отношении доллара США, но и к другим «твердым валютам». Дело в том, что экономика есть отношения между людьми по поводу производства, распределения и перераспределения товаров и услуг. А люди обладают собственной волей, целями, представлениями и во многом зависимы от получаемой ими информации и эмоций. Последнее делает процессы не линейными (как в классической математике), а стохастическими. В итоге, за октябрь 2014 г. евро вырос к рублю с 50,2 – 52,7. Британский фунт вырос к рублю за тот же период с 64 - до 69,3. Швейцарский франк подрос за этот месяц с 41,4 до 45,2 рубля. За 100 японских йен в начале октября 2014 г. давали 36,4 рубля, а к концу месяца - 38,7.
Были ли в подобном росте глубинные экономические причины? Если вспомнить самое начало статьи, то очевидно, что под столь дружным снижением курса рубля лежат отнюдь не внутренние макроэкономические причины.
Судите сами, золотовалютные резервы России, хотя и снизились к октябрю 2014 г. по сравнению с началом года на 13%, но все равно очень высоки – около 440 млрд. долларов. Это втрое больше чем у самих США и больше чем у Индии с ее миллиардным населением. Кстати, темп снижения курса рубля по отношению к доллару был в 2014 г. почти втрое быстрее, чем уменьшение наших золотовалютных запасов. К этому моменту мы еще вернемся, а пока напомним еще несколько важных показателей.
Рост ВВП в нашей стране в 2014 г., скорее всего, окажется в пределах 2,5%, это меньше, чем в период до мирового финансового кризиса, но относительно неплохо. У США, например, этот показатель лишь немного выше – 2,8%, а в ЕС значительно ниже – 1,3%.
Дефицит российского бюджета в 2014 г. вряд ли превысит 0,5% по сравнению с ВВП. У США это соотношение похуже – 3%. Наш общий внешний долг в расчете на одного россиянина - менее 6 тыс. долларов, средняя для мира сумма выше – около 10 тысяч. Для гражданина США цифра серьезнее – почти 60 тысяч! Кстати, США должны России около 130 млрд. долларов, или почти по тысяче баксов на каждого россиянина.
Россия имеет вполне солидный внешнеторговый оборот, при котором у нас устойчивое позитивное сальдо (продаем больше, чем покупаем). Уровень инфляции в стране выше, чем хотелось бы, но 6,3% с начала текущего года это не так уж плохо. Во всяком случае, значительно ниже темпов роста доллара к рублю, о которых мы сейчас рассуждаем.
Итак, если не ходить в обменники и не читать котировки ЦБ, то все должно быть относительно спокойно. Причина зримого диссонанса не только в общей мировой тенденции завышенного спроса на американскую валюту, но и во внешнеполитических процессах, а также в особенностях человеческой психологии.
Итак, политическая составляющая роста доллара в России.
С начала 2014 г. страны Запада во главе с США организовали масштабное политическое, дипломатическое, экономическое и информационно-психологическое давление на Россию. Такого давления мы не испытывали со времен окончания Холодной войны. Ограничение возможностей для внешних заимствований в западных банках и фондах, ряд торговых ограничений, отток иностранного капитала из России оказали заметное воздействие на отечественную экономику, но сами по себе не привели бы к подобным резким колебаниям на российском валютном рынке.
Зато паника, возникшая у миллионов россиян, оказалась гораздо более мощным фактором. Люди кинулись менять рублевые сбережения на доллары, что естественно вызвало резкий спрос на валюту и бурное повышение ее цены в Росси. Банки в нашей стране, учитывая рост курса, тоже решили заработать «по легкому» и конвертировали рублевые активы в валютные. Рост доллара стал еще более ускоренным. Видя это, российские предприятия-импортеры начали скупать дорожающую валюту впрок, а экспортеры - придерживать валютную выручку (не торопились менять доллары на рубли).
Центральный Банк Российской Федерации и Правительство РФ решило не повторять ошибок кризиса 2008-9 гг. и не стало сбивать спекулятивный долларовый курс за счет огромных вливаний из государственных золотовалютных резервов. Наоборот – рубль был отпущен в свободное плавание, в надежде на то, что через некоторое время он сам найдет устойчивый баланс между спросом и предложением.
Подобная политика государства позволяла сохранить наши стратегические финансовые запасы, увеличить доходную часть бюджета в рублях, создать дополнительные естественные стимулы для увеличения объемов производства товаров и услуг в России за рубли и, соответственно, снизить импорт товаров и услуг.
При этом, по мнению правительственных экспертов, реальный курс рубля к доллару должен быть где-то на уровне 40 – 41 рубля. Одновременно наше правительство начало интенсивно искать иные рынки для внешних валютных заимствований (в первую очередь в Азии) и приняло меры к переходу на расчеты с целым рядом стран (включая Китай) от долларов к региональным валютам (таким, как юань).
Мы также усилили работу по ускорению реформы системы международных финансов. Так, вместе с партнерами по БРИКС – Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР Россия сегодня активно формирует Новый банк развития. НРБ и иные общие институты БРИКС должны помочь всем нам уйти от долларовой зависимости.
Прогноз от автора. Исходя из имеющейся информаци и при условии, что не произойдет каких-либо масштабных чрезвычайных событий, а ЦБ РФ и Правительство России не допустят критических ошибок, можно полагать следующе:
К концу 2014 – началу 2015 гг. ажиотажный рост «взбесившегося доллара» прекратится. Его свободный курс с февраля 2015 г. может плавать в диапазоне приблизительно от 42 до 47 рублей. При этом могут быть отдельные ситуативные колебания, выходящие за эти границы. Например, при уплате налогов за 2014 г. российским предприятиям и гражданам придется продать часть валютной выручки, купить рубли и внести их в казну. Это очевидно повысит устойчивость рубля. Если к тому времени нефть несколько вырастет в цене на мировом рынке и стабилизируется выше отметки 85 долларов за баррель, то и мировая тенденция роста долларового курса по отношению к другим валютам изменится.
В марте 2015 г. истекает срок антироссийских экономических мер, принятых нашим главным торговым партнером – ЕС. Есть ощущение того, что продлить эти «санкции» русофобам в Брюсселе будет непросто. Если так, то для нас вновь откроются привычные европейские финансовые рынки, могут быть отменены российские контрмеры, что позитивно скажется и на курс российского рубля.
В конце 2015 г. ожидается начало работы банка БРИКС, и будет сформирован финансовый стабилизационный пул новой глобальной «пятерки». Одновременно мы рассчитываем переформатировать многие внешнеэкономические финансовые потоки из долларовых инструментов в иные (включая рубль и валюты наших крупных партнеров), проявят себя законодательные меры по деофшоризации отечественной экономики. Все это также будет способствовать стабилизации курса рубля и его относительной фиксации к концу 2015 г. в пределах до 48-50 руб. При оптимистическом сценарии верхняя граница может быть даже ниже.
Андрей КЛИМОВ
Доктор экономических наук,
Зампред Комитета по международный делам
Совета Федерации.
PS. В день когда автор закончил эту статью (13/11/2014) курс доллара составил 46 рублей.