Андрей Климов провел семинар по вопросам создания Пермского края
В Кудымкаре (Коми-Пермяцкий автономный округ) под руководством Андрея Климова прошел семинар "О ходе реформы местного самоуправления и ее особенностях в условиях создания Пермского края". Главная тема обсуждения - организация местного самоуправления на территории Коми-Пермяцкого округа в переходном периоде в условиях Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года.
С момента вступления в силу Федерального конституционного закона "О создании нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" для руководителей двух российских регионов одной из наиболее важных задач стала разработка Устава будущего Пермского края, в котором помимо других значимых для жизни региона вопросов, требуется дать разъяснение "особому статусу" Коми-Пермяцкого округа.
Участники семинара обсудили проблему особого статуса округа, с учетом необходимости проведения реформы организации МСУ в соответствии с новым Федеральным законом, а также с учетом предусмотренного в законе о Пермском крае переходного периода, который продлится до 31 января 2007 года.
К работе на семинаре были привлечены доктор юридических наук (Институт государства и права) Автономов Алексей Станиславович, председатель Законодательного собрания Коми-Пермяцкого автономного округа Ваньков Валерий Антонович, председатель Законодательного собрания Пермской области Девяткин Николай Андреевич, председатель комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Казаков Александр Иванович, правовое управление Администрации Пермской области Калашникова Любовь Петровна, вице-губернатор Пермской области, курирующий объединительный процесс от Администрации Пермской области Каменев Алексей Львович, заместитель председателя комитета ГД по местному самоуправлению, доктор экономических наук Лексин Владимир Николаевич, член СФ от Москвы Плотников Владимир Константинович, заместитель начальника управления по государственному строительству и местному самоуправлению Совета Администрации Красноярского края Пономаренко Сергей Александрович, глава Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа Соколов Борис Константинович, президент негосударственного Фонда совершенствования федеративных отношений Пермский край Яшин Николай Арсеньевич.
В ходе дискуссий было отмечено три варианта реализации "особого статуса" для округа. При этом один из них, по мнению присутствовавших федеральных законодателей, является утопическим и нереализуемым на практике. Он подразумевает создание трехзвенной структуры муниципального образования на уровне округа с сохранением всех границ сегодняшних районов. По новому закону о местном самоуправлении не может быть третьего уровня местного самоуправления - муниципального округа. Выбор данной альтернативы предполагает внесение понятия "муниципального округа" (с кругом специальных полномочий, выборным исполнительным, представительным органами власти, с собственным бюджетом) в Федеральный закон. Понятно, что такая поправка означает коренной пересмотр всей системы местного самоуправления и вряд ли может иметь место быть.
Согласно второму варианту округ является единым муниципальным образованием с двухзвенной структурой местного самоуправления и при условии отмены принципа "пешей доступности". По словам В. Н. Лексина, для осуществления подобного сценария необходимо укрупнять сельские населенные пункты, которые сегодня составляют в среднем по 300-400 человек, до 5000-6000 человек, что позволит получить "вполне достойные органы управления со своими нормальными бюджетами, обладающие немалой избирательной мощью. Вместо районов можно сделать несколько крупных сельских поселений, состоящих из одного или нескольких, объединенных общей территорией, населенных пунктов, и они (сельские поселения) будут обладать не меньшими правами, чем сегодняшние районы. Однако для этого требуется отменить принцип "пешей доступности".
Еще один вариант, предложенный на семинаре, соотносит округ с единой административно-территориальной единицей. Административно-территориальное устройство относится к полномочиям субъектов Федерации. Таким образом, не нарушая обещаний, данных властями области и округа своему населению, Коми-Пермяцкий округ становится единой административно-территориальной единицей, на территории которой организуется государственная власть (проблематично лишь наличие представительного органа). Содержание "особого статуса" - вопрос политической воли, которую надо сформировать региональным руководителям в ближайшее время.
В завершении семинара А. Климов отметил, что "время не ждет" и для оформления тех решений, о которых говорили собравшиеся, будь то поправки в Федеральный закон или в Федеральный конституционный закон, остается всего несколько месяцев. Депутат попросил юристов и должностных лиц обоих субъектов Федерации обратить особое внимание на Соглашение области и округа. Оно было подписано осенью 2003 года, готовилось на действующем в тот период законодательстве, а потому неизбежно вошло в противоречие с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Соглашение нужно либо аннулировать, что весьма нежелательно, либо внести в него изменения, что предусмотрено в тексте документа.
Выразив надежду, что систематизированные выводы из выступлений на семинаре помогут чиновникам и другим ответственным лицам в Пермской области и Коми-Пермяцком округе в дальнейших действиях, и, поблагодарив своих гостей, Андрей Климов завершил работу круглого стола.