ГлавнаяСтатьи › ФЕСТИВАЛЬНЫЙ МАРАФОН В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ МАРАФОН В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Через несколько дней третий раз за минувшие четыре года стартует международный Фестивальный марафон. Изначально он был инициирован российским парламентским Европейским клубом и «Евразийским диалогом» как своеобразная перекличка культур. Марафоны традиционно проходят под патронажем Председателя Совета Федерации В. Матвиенко, поддержке ЮНЕСКО и охватывают огромное пространство от Атлантики до Тихого океана.

Основная группа участников третьего Фестивального марафона стартует из Перми 7 апреля, затем побывает в Лиссабоне (крайняя западная точка культурной эстафеты), на Кипре (крайняя южная точка), в Хельсинки на севере ЕС, Москве и закончит свой путь во Владивостоке 21 апреля. Одновременно будет проводиться открытый международный конкурс «КУЛЬТУРА ЗА ЗЕЛЕНУЮ ПЛАНЕТУ» и множество других важных и интересных мероприятий (www.fmarathon.com).

В частности, мы планируем 16 апреля с 12 до 14 часов м.в. осуществить пасхальную перекличку. В ней примут участие Иерусалим, Ватикан и португальская Фатима, Москва, Таллин, Киев, София, Никозия, уральский Афон (Белогорский монастырь в Пермском крае) и др. При этом в рамках марафона культур состоится серия трансконтинентальных видео-мостов, связующих представителей стран Европы, Азии и Северной Африки. Их ключевая тема – диалог культур народов Большой Европы, Средиземноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В эпоху глобального распространения информационных технологий, современных средств передвижения, прозрачности границ, с одной стороны, и повышения опасности острых межэтнических и межрелигиозных конфликтов - с другой, спокойный, доброжелательный и вдумчивый диалог культур особенно важен и актуален.

Столкновение цивилизаций представляет в условиях 21-го века не меньшую опасность для человечества, чем ядерная война в веке минувшем. Но тогда, за счет баланса вооружений США и СССР, системе двухполярного мира удалось избежать рукотворного Судного Дня. Теперь же химия, физика, биология, информатика продвинулись столь далеко, что нанесение масштабного смертоносного удара практически в любой точке Земли становится доступно даже небольшой группе фанатиков-экстремистов, а пропаганда крайних взглядов, разжигание вражды с помощью Интернет уже является одной из ключевых проблем современности.

Остановить эти опасные тенденции, защититься от актов террора, остановить кровавые региональные войны лишь с помощью вооруженных сил и специальных служб невозможно. В то время как предотвращение губительного столкновения цивилизаций с помощью диалога, поддержки культурного плюрализма при уважительном отношении к традициям, внутриполитической и общественной жизни суверенных государств возможно и необходимо.

Как известно, термин «столкновение цивилизаций» в широкий оборот ввел С. Хантингтон, автор нашумевшей книги «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996). Описывая в своем историко-философском трактате мир после холодной войны, он рассматривал феномен многополярного мира. Там же в книге говорится о том, что соседство цивилизаций вызывает их конфликты. Последние, по утверждению исследователя, как правило, происходят на стыках цивилизаций. Сам автор концепции вычленяет 9 цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, синскую, японскую, латиноамериканскую, православную, африканскую и буддистскую.

Он также отмечает, что цивилизации не только имеют обычно такие общие признаки как язык, культура и религия, но и существуют дольше, чем относящиеся к ним конкретные государства. С его точки зрения каждая отдельная цивилизация представляет себя саму главным центром мироздания, трактует историю человечества именно с этой точки зрения. Наконец, после самой разрушительной Второй мировой войны и создания ООН в мире появляются механизмы учета интересов представителей разных цивилизационных укладов.

Прошло всего пять лет с момента выхода упомянутой книги, как в Греции основали международную неправительственную организацию Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», или Родосский форум. Форум был призван заниматься межкультурным диалогом в целях снижения мировой напряженности и объединял интеллектуалов различных стран. Позже (2016) его преобразовали в одноименный институт, обосновавшийся в Берлине для выработки рекомендаций по предотвращению развития конфликтов между народами.

Справедливости ради заметим, что диалог цивилизаций существовал задолго до появления книги С. Хантингтона. Достаточно вспомнить многовековую историю нашей Родины. Так, в родном мне Прикамье, на территории Перми Великой еще до царя Ивана Грозного шло активное взаимодействие народов финно-угорских, тюркских и славянских. Существовал известный диалог культур православных, мусульман, язычников.

Начиная с 19-го века бытовое взаимодействие и взаимопроникновение культур на Евразийском пространстве от Балтики до Тихого океана становится предметом научных изысканий отечественных мыслителей. В тот же период взаимоотношения культур изучают на Западе, рассматривая опыт колонизации Африки, Азии и обеих Америк.

Этот опыт, на мой взгляд, был почти прямо противоположен российскому, так как опирался не столько на вовлечение иных культур в жизнь метрополий, сколько на покорение аборигенов и миссионерство в стиле крестоносцев-завоевателей. Отсюда отечественное отношение к понятию «диалога культур» и межцивилизационного общения зримо иное, чем у целого рода проводников западного подхода к проведению насильственной «цивилизации» иных народов. Правда в отличие от крестоносцев, их нынешние последователи практически забыли о Христе, и абстрактно разглагольствуют теперь на темы демократии, прав человека, мультикультурализма.

Последняя заслуживает особого внимания, поскольку крах проекта мультикультурализма в ЕС не просто совпал с миграционным кризисом в западной и центральных частях современной Европы, но во многом оказался в цепочке причинно-следственных связей, породивших данный кризис.

Сам термин «мультикультурализм» стал особо моден в начале 21-го века в странах ЕС и был некой альтернативой термину «плавильного котла», в котором разные этносы как бы переплавлялись в единую нацию, наподобие американской (США). Брюссель делал упор на параллельное существовании отдельных «малых» культур в Европе. В духе пресловутой политкорректности такой подход называли еще «концепцией салатницы», где каждый этнос, каждый национально-культурный элемент, оказавшийся в общей европейской тарелке, становится ингредиентом единого блюда, хотя и не перевоплощается в нечто усредненное. Мне лично подобная постановка вопроса чем-то напоминает англо-саксонскую колониальную практику создания резерваций для аборигенов и ее логическое развитие в систему апартеида (расовой сегрегации) в ЮАР в 20-м веке.

В Европейском союзе пресловутый мультикультурализм насаждали в условиях перманентного расширения ЕС, увеличения притока мигрантов из стран Азии и Африки, а также при официальной политике забвения собственных культурно-исторических корней традиционного населения стран Евросоюза, включая намеренное забвение христианских истоков европейской цивилизации.

Одновременно власти и политический класс большинства стран членов Евросоюза продолжали поддерживать политику экспорта собственной доктрины построения общественно-политической системы в другие страны, в том числе, принадлежащие к иным цивилизациям. На этом фоне чиновники в ЕС и значительная часть депутатов Европарламента не заметили начала процесса ухода исторической Европы (точнее ее западной части) с авансцены мировой политики и экономики в зону Азиатско-тихоокеанского региона. Перечисленные факторы, совпав во времени и пространстве, усугубили системные проблемы Европейского союза, Запада в целом.

На этом фоне Россия оказалась в более выигрышном положении. Мы никогда не были колонизаторами и оккупантами для Африки, Латинской Америки, стран АТР. При этом новая Россия - стойкий противник однополярного мира и вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств, экспорта любых идеологий. Мы демонстрируем миру примеры долгосрочного и успешного взаимного обогащения в РФ десятков национальностей и автономий, практически всех основных мировых религий, сотен различных языков и наречий. Отсюда нам близки и понятны идеи перехода от приятия самого факта культурного многообразия к плюрализму культур, равноправному и уважительному диалогу цивилизаций.

Такого рода плюрализм признает право каждой культуры на жизнь. В то же время, на мой взгляд, культуры, традиционные для конкретной территории, вправе рассчитывать на уважительное отношение к ним со стороны представителей иных культур, оказавшихся там впоследствии по тем или иным историческим обстоятельствам. Именно так, к слову, относятся власти моего родного Пермского края (населенного начиная с 15 века преимущественно русскими) к коми-пермякам, татарам и башкирам, компактно проживающим в Прикамье за сотни лет до массового прихода славянских народов. И совсем иной, противоположный и агрессивный подход демонстрируют нынешние украинские власти, искусственно выдавливающие носителей русского языка и культуры с мест их многовекового обитания.

Актуализация проблематики межцивилизационного и межкультурного диалога, перехода от признания культурного многообразия к плюрализму культур проходит в эпоху, когда европоцентризм уступает место формированию новых центров цивилизационного развития 21-го века. В первую очередь речь об Азиатско-тихоокеанском регионе, где Россия также исторически и географически представлена задолго до образования США и Канады, современных государств Австралии и Новой Зеландии.

Тяга человечества к многополярному миру, защите прав суверенных государств на их собственные подходы к общественному развитию, кризис неолиберальной западной модели мироустройства и плюрализм культур естественным образом приводит нас к диалогу цивилизаций, который идет на смену западному культурно-ценностному монологу. Возникает реальный шанс на рождение в 21-м веке своеобразной симфонии культур и цивилизаций как единственной разумной альтернативе их столкновений и кровавых конфликтов на идеологической основе. Во имя этого во многом и работает сегодня многонациональная команда Фестивального марафона, которая уже объединяет вокруг себя сотни людей в десятках стран Евразийского материка.

Мы благодарны федеральному агентству Россотрудничество, МИД РФ, Министерству культуры России за помощь и поддержку в деле становления интернационального движения друзей Фестивальных марафонов. Участники нынешнего Фестивального марафона признательны полпреду Президента РФ в ДФО Ю. Трутневу, мэру Москвы С. Собянину, и.о. губернатора Пермского края М. Решетникову за поддержку нашего проекта на подведомственных им территориях российской части нашего маршрута в апреле 2017 г.

Рассчитываем, что грядущий в России Фестиваль молодежи и студентов в Сочи позволит всем истинным друзьям марафонов культур сделать еще один важный шаг в развитии этого интернационального общественного проекта, привлечет в его ряды молодых людей со всех континентов. Мы также надеемся, что молодое поколение, более знакомое с миром виртуальных коммуникаций, позволит за счет возможностей Интернет еще более укрепить это неформальное общественное движение, даст новую площадку для конструктивного и позитивного диалога всем тем, кто выступает за неразрывность культурного пространства, за право каждого народа на мир, безопасность и уважение.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ И ВЫ!

Андрей КЛИМОВ
координатор «Евразийского диалога»,
российский сенатор
28 марта 2017 г., Москва

Статьи

КОЛОННА НОМЕР ПЯТЬ КОЛОННА НОМЕР ПЯТЬ
ЦАРЬ БОРИС (ИЗ ЦИКЛА «МОЯ ПЕРМЬ») ЦАРЬ БОРИС (ИЗ ЦИКЛА «МОЯ ПЕРМЬ»)
ОТКУДА ИСКРЫ ЛЕТЯТ ОТКУДА ИСКРЫ ЛЕТЯТ
БЫЛОЕ И ДУМЫ БЫЛОЕ И ДУМЫ
О «ШАПКЕ», «КНИГЕ», ГУБЕРНАТОРЕ И КРАЕ (ИЗ ЦИКЛА «МОЯ ПЕРМЬ») О «ШАПКЕ», «КНИГЕ», ГУБЕРНАТОРЕ И КРАЕ (ИЗ ЦИКЛА «МОЯ ПЕРМЬ»)
Все статьи

Хроника

Медиарейтинг Сенатор Андрей Климов занял
Заседание комиссии по защите суверенитета РФ 18 июля состоялось очередное заседание сенаторской комиссии по защите государственного суверенитета,
Встречи в Москве 17 июля зампред КМД СФ РФ Андрей Климов встретился в Москве с видными представителями всех основных
Вся хроника