ГлавнаяСтатьи › НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На днях автор этих строк стал свидетелем странной информационной шумихи, неожиданно возникшей вокруг работы нашей сенаторской комиссии по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. Одно из изданий со ссылкой на собственный анонимный источник стало описывать некий законопроект о «нежелательном поведении», приписывая нам его создание. Тут же положения этого «законопроекта» стали резво комментировать другие СМИ, а особо либеральные - яростно его критиковать.

Россия – правовое государство, где цензура запрещена Конституцией и любое издание, любой гражданин может обсуждать что угодно, но в данном случае есть важная особенность: У НАШЕЙ КОМИССИИ НЕ БЫЛО И НЕТ ТЕКСТА ЗАКОНОПРОЕКТА О «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ»! В этом смысле нам обсуждать просто нечего и стоит лишь посетовать, что сенаторская комиссия опять кем-то вольно или невольно представляется публике в искаженном виде. Однако, честно говоря, я благодарен журналистам за то, что они столь внимательно относятся к предмету деятельности данной Комиссии СФ и за повод высказаться по существу затронутой проблемы.

В минувшем июле мы, в рамках обсуждения работы одной из наших групп (руководитель – сенатор О. Морозов), поднимали тему НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Достаточно открыть Конституцию РФ (ст. 13, п.5), чтобы прочесть о запрете деятельности, направленной на: «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Естественно, подобная деятельность в РФ является нежелательной, от кого бы она ни исходила. В отношении иностранных и международных организаций в мае 2015 г. мы уже приняли закон (129-ФЗ), который ввел термин «нежелательная организация». На его основании Минюст РФ за два года внес в список 11 подобных организаций. Среди них, в частности, такие явно подрывные структуры, постоянно пытавшиеся вмешиваться в наши внутренние дела, как американский «Национальный фонд в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy), Институт Открытое Общество Фонд Содействия (OSI Assistance Foundation), Фонд Открытое общество (Open Society Foundation) и др.

Однако в отечественном законодательстве усматривается лазейка для тех, у кого никак не проходит зуд влезать без спроса в суверенные дела других. Дело в том, что упомянутый выше закон относиться к юридическим лицам. Если же некие зарубежные персоны действуют как бы от себя лично, как физические лица, вне формальной связи с «нежелательными организациями» то они под действие упомянутого ФЗ прямо не подпадают, но вред нам принести могут.

Исходя из этого, члены сенаторской комиссии договорились продумать варианты устранения подобных лазеек, причем действовать мы намеривались только на основе Конституции РФ и международного права. Именно международное право позволяет в общем виде сформулировать и подход к самому понятию «нежелательной деятельности» в обсуждаемом контексте. Так, Устав ООН и целый ряд резолюций Генеральной ассамблеи ООН прямо говорят о недопустимости любых видов вмешательства во внутренние и внешние дела суверенных государств. Следовательно, в нашем контексте «нежелательная деятельность» по отношению к РФ состоит, в том числе, и в любом вмешательстве в наши суверенные внутренние и внешние дела.

Разумеется, от констатации столь очевидного для любого независимого государства вывода до возможного законодательного оформления требуется определенное время и серьезная экспертная проработка. Надеюсь, что в недалеком будущем рабочая группа под руководством О. Морозова внесет свои предложения на этот счет в нашу Комиссию, после чего мы обязательно проинформируем общество о том, кто мог бы устанавливать факт такого рода деятельности и какие могли бы быть меры правового реагирования. Пока же могу заверить, что в любом случае возможные законодательные решения будут направлены исключительно для обеспечения свободного выбора гражданами РФ своего настоящего и будущего, без непрошенных указаний извне.

Андрей КЛИМОВ
Председатель временной Комиссии СФ

Статьи

Пекинское собрание Пекинское собрание
Белградские консультации Белградские консультации
Война и спорт Война и спорт
Демократия в эпоху ICT Демократия в эпоху ICT
БЕДНЫЙ TWITTER БЕДНЫЙ TWITTER
Все статьи

Хроника

Спорт и политика 12 декабря под председательством сенатора А. Климова состоялось открытое заседание рабочих групп Ком
Сотрудничество России и стран АСЕАН 9 декабря во Владивостоке по инициативе и под председательством зампреда Комитета по международным д
МЕЖПАРТИЙНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ 8 декабря советник Председателя Высшего Совета партии Единая Россия, сенатор Андрей Климов провел во
Вся хроника