ГлавнаяСтатьи › МОСТ (ИЗ ЦИКЛА "МОЯ ПЕРМЬ")

МОСТ (ИЗ ЦИКЛА "МОЯ ПЕРМЬ")

Те, кто живут у больших рек, не понаслышке знают, сколь важную роль в жизни играют мосты. Первый пермский мост через могучую Каму открылся в последний год 19-го века. Мост был железнодорожным, особой важности. Он через Трансиб соединил с Сибирью и Дальним Востоком всю Европу. На третьи сутки по нему из Перми можно было доехать до столичного Петербурга! Немыслимая по тем временам скорость!

Но жители Перми, из тех, кто не ездил паровозами, еще более полувека перебирались на правый берег по старинке. Моя бабушка Елена Николаевна, рожденная за год до пуска железнодорожного моста, рассказывала, как молоденькой девушкой она по срочной необходимости перевозила через Каму на весельной лодке младших в семье детей (не умея при этом плавать!). Зато мой отец Аркадий Дмитриевич, моряк Балтийского флота, не раз на спор форсировал километровую реку вплавь. Однако большинство земляков резонно предпочитало летом паромные переправы, зимой - ледовые трассы.

Я сам хорошо помню речные трамвайчики, сновавшие с левого берега в Верхнюю и Нижнюю Курью. Уже тогда в створе улицы Попова из воды виднелись опоры будущего Камского автомобильного моста. Сам мост сдали ровно 50 лет назад - к юбилею Великой Октябрьской социалистической революции (так назывался тогда госпереворот 1917 г.). Кстати, на следующий год после большевистского вооруженного мятежа вспыхнула гражданская война, в которой особую роль играли телеграф и железная дорога.

Обе эти нити, едва удерживавшие распадавшуюся страну, пролегали именно через наш железнодорожный мост. Не случайно сражения Красной армии с Белой гвардией Колчака с особой силой разгорелись именно в Прикамье ("Пермская операция" 1918-19). Позже они стали прообразом событий вокруг города Юрятин, описанных во всемирно известном романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго".

Мой дед, Степан Николаевич, служил в описываемые времена телеграфистом у красных. А бабушка Лена - его будущая супруга, едва не была расстреляна "как дворянка". Всех "подозрительных" большевики сгоняли тогда во двор Духовной семинарии на крутом камском берегу (потом там разместилось военное училище). Именно оттуда дед ее чудом и вывел, а иначе и меня на свете не было бы.

Справедливости ради стоит отметить, что пересекать Каму в районе Перми стало гораздо легче еще до ввода первого городского автомоста. С конца 1950-х, после завершения строительства Камкой ГЭС, через ее плотину началось интенсивное автомобильное движение. Но в сравнении с новым мостом это был просто тонкий ручеек. Мост же позволял наладить на правый берег даже трамвайное сообщение.
Именно на трамвае ездили мы жарким летом на многолюдный городской пляж и в курьинский сосновый бор.

Впрочем, пешком по 998-метровому мосту я тоже не раз хаживал, даже в зимнюю стужу. Кстати, первый повод пройти по нему был весьма курьезный. Тогда, еще школьником, я решил провести эксперимент: написал несколько экземпляров писем на русском и английском языках, запечатал их в бутылки и кинул с середины моста. В записках был мой адрес и просьба ответить нашедшего это нехитрое послание. Увы, до сих пор мне никто так и не ответил.

Между прочим, в годы, когда автор наивно отправлял в камские воды бутылки с письмами, ему казалось, что новый мост будет стоять вечно, наподобие египетских пирамид. Оказалось, что всего через несколько десятилетий его эксплуатационный ресурс стал таять буквально на глазах, а периодические ремонты оказывались бессильны. Свою роль сыграл без сомнения поток машин, возросший в несколько раз. Автомобили еще двадцать лет назад вытеснили с мостового полотна трамвайный маршрут за Каму (вместе с рельсами). Теперь наш постаревший мост в часы пик - сплошная транспортная пробка.

Слава Богу, в начале 21-го века (не без помощи программы объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа) удалось с участием Федерации построить ниже по течению Красавинский автомост. Он не только дал возможность разгрузить Пермь от транзитного транспорта, но и стал для немалого числа пермяков удобным дублером первого муниципального моста.

Сегодня продолжаются споры, где бы лучше поставить очередной (третий) автомост через Каму. Задача не из легких. Дело не только в значительных затратах. Мосты, как и вообще солидные инженерные и архитектурные объекты, рассчитанные на 50-75 и более лет, нельзя возводить, руководствуясь текущей конъюнктурой и субъективными взглядами. Например, когда прежнее руководство лоббировало на въезде в Пермь со стороны первого автомоста сооружение так называемых "Ворот Прикамья", автор этих строк был резко против. Дело не только в том, что уже тогда судьба стареющего муниципального моста вызывала сомнения и тревоги - в итоге "ворота" могли оказаться в никуда.

Поспешное размещение невыразительных высоток на гребне левого берега у съезда с моста разрушило общий вид на наш город с Камы, подавило классический силуэт Кафедрального собора (Художественной галереи) и других знакомых с детства архитектурных объектов краевого центра. К тому же, насколько я знаю, особого спроса на квадратные метры в возникших "полуворотах" (точнее - очередном остекленном железобетоном параллелепипеде) до сих пор нет и не предвидится. Кто за все это ответил – понятно: никто, хотя имена авторов и сторонников "креатива" известны. Остается надеяться, что то был последний "смелый эксперимент" с нашим городским ландшафтом в районе пермской набережной, явно заслуживающей лучшего будущего.

Искренне не хочется заканчивать этот текст на печальной ноте. Между тем, автор был бы счастлив увидеть на своем веку и очередной прекрасный мост, и преображенную набережную, достойную как краевой столицы, так и величавой Камы. Было бы здорово сохранить для пермяков и нынешний автомост (полвека таким объектам не приговор). Но для воплощения подобных надежд важно, чтобы те, кто будут принимать окончательные решения, исходили в первую очередь из наших с вами интересов, чтобы делалось это с подлинной любовью к городу и краю.

Статьи

Пекинское собрание Пекинское собрание
Белградские консультации Белградские консультации
Война и спорт Война и спорт
Демократия в эпоху ICT Демократия в эпоху ICT
БЕДНЫЙ TWITTER БЕДНЫЙ TWITTER
Все статьи

Хроника

Спорт и политика 12 декабря под председательством сенатора А. Климова состоялось открытое заседание рабочих групп Ком
Сотрудничество России и стран АСЕАН 9 декабря во Владивостоке по инициативе и под председательством зампреда Комитета по международным д
МЕЖПАРТИЙНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ 8 декабря советник Председателя Высшего Совета партии Единая Россия, сенатор Андрей Климов провел во
Вся хроника