ГлавнаяСтатьи › ЕВРОПЕЙСКИЙ МАНИФЕСТ

ЕВРОПЕЙСКИЙ МАНИФЕСТ

Десять лет назад Москва выступила с инициативой разработки Договора о европейской безопасности. По сути, речь шла о предложении отказаться от наследия Холодной войны путем создания в регионе Евро-Атлантики пространства неделимой военно-политической безопасности. Годом позже российская сторона подготовила и направила проект такого международного документа в НАТО, Евросоюз, ОДКБ и ОБСЕ. Внятного ответа на это предложение от коллективного Запада так и не последовало. Зато продолжилось расширение НАТО к российским границам, и началось форсирование в ЕС польско-шведской инициативы по так называемому Восточному партнерству. Последнее стало очевидной альтернативой углубления евразийской интеграции на постсоветском пространстве и во многом спровоцировало в 2013 – 2014 гг. глобальный кризис вокруг Украины.

Спустя четыре года после начала агрессивной антироссийской кампании, ставшей следствием событий, порожденных государственным переворотом в Киеве в феврале – марте 2014 г., мир явно изменился, став гораздо менее безопасным. При этом пространство для взаимовыгодного сотрудничества зримо сузилось. Внутри стран ЕС также произошло немало событий, породивших кризис этого межгосударственного союза и выход из него Великобритании. Отношения между США и странами континентальной Европы с 2017 г. оказались далеки от былой гармонии. К тому же заявления из Брюсселя, Берлина и Парижа более похожи на объявление торговой войны Соединенным Штатам, переставшим вообще учитывать интересы своих младших партнеров по Северо-Атлантическому альянсу.

По прошествии без малого трех десятилетий крайне наивными кажутся слова из «Парижской хартии для новой Европы», в которой главы государств и правительств стран участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1990 г. провозгласили:

«Наше время – это время осуществления тех надежд и ожиданий, которые жили в сердцах наших народов на протяжении десятилетий… С прекращением раскола Европы мы будем стремиться придать новое качество нашим отношениям в сфере безопасности при полном уважении сохраняющейся за каждым свободы выбора в этой области. Безопасность неделима, и безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех остальных».

Теперь же вся Большая Европа от Лиссабона до Владивостока де-факто вновь расколота и при этом испытывает целую серию новых опаснейших угроз, порожденных как старыми проблемами, так и вызовами 21-го века. Решить большинство из них можно лишь общими усилиями.

Мы с коллегами из Европейского парламента (теми, кто не отвык думать рационально) наметили для обсуждения с десяток такого рода глобальных вопросов, представляющих очевидный взаимный интерес и имеющих реальную перспективу к реализации в обозримом будущем. Аналогичная позиция прослеживается и в дискуссиях на площадке российского парламентского Европейского клуба с участием должностных лиц стран ЕС и представителей Ассоциации европейского бизнеса в России. Буквально на днях группа влиятельных европейцев (посещавших ЧМФ в РФ) согласилась с мнением о том, что стоило бы подготовить некий объединительный документ, своеобразную декларацию или манифест для Большой Европы. Его текст должен быть адресован всем европейцам, понятен самому широкому кругу лиц и созвучен чаяниям большинства на огромном пространстве от Атлантики до Тихого океана.

Было бы символично начать проработку такого рода воззвания именно сейчас, в год столетия окончания Первой мировой войны. Именно ее невыученные уроки не только привели ко второй глобальной войне 1939–1945 гг., но и продолжились в годы Холодной войны. Они же высвечиваются сквозь проблемы нынешнего обострения межгосударственных отношений Старого Света, сказываются на глобальной ситуации в целом.

Проведенные с участием автора встречи показывают, что в основе объединительного текста могли бы быть 5 – 7 основополагающих тезисов. Причем большинство из них, так или иначе, уже были зафиксированы в документах ООН, Совета Европы, Хельсинском заключительном акте (1975), последующих решениях ОБСЕ.

Фактически речь идет о модернизации тех позитивных процессов, которые начинались еще в период глобального противостояния двух систем 1946 – 1989 гг., но либо не были должным образом имплементированы, либо требуют определенной реновации. Естественно, к ним следует добавить ту проблематику, которая вытекает из реалий 21-го века и уроков совсем недавнего прошлого. В любом случае такого рода текст должен не раскалывать наш общий европейский дом, а иметь позитивный, объединительный характер.

В числе ключевых положений подобного текста могли бы быть:

— верховенство общепризнанных норм международного права, зафиксированных в Уставе ООН, включая безусловное соблюдение принципа невмешательства в суверенные дела друг друга;

— неделимость общеевропейской безопасности и недопустимость обеспечения собственной безопасности за счет других;

— недопустимость применения силы или угрозы силы в отношениях между государствами, включая применение мер санкционного характера, принимаемых в обход Совета Безопасности ООН;

— уважение к общим историческим корням европейской цивилизации при соблюдении прав народов Европы на сохранение и развитие их национальной культуры, языка, традиций;

— создание максимально возможных условий для развития сотрудничества с целью укрепления безопасности (включая борьбу с международным терроризмом и преступлениями с применением информационно-компьютерных технологий), обеспечения устойчивого развития, охраны среды обитания и т. д.;

— обеспечение защиты законных прав и свобод граждан, предприятий и организаций, действующих на территории Большой Европы в соответствии с общепринятыми нормами международного права, двух- и многосторонними межгосударственными договорами, при безусловном соблюдении законодательства страны пребывания, уважении ее политической системы, культуры, традиций;

— углубление инфраструктурной интеграции Большой Европы и снятие искусственных ограничений для свободного движения товаров, услуг и капиталов, расширения безвизового пространства от Атлантики до Тихого океана для осуществления краткосрочных поездок (при соблюдении норм и ограничений трудового законодательства стран пребывания).

Разумеется, прежде чем представить такого рода документ широкой публике, он должен пройти апробацию на самых разных, но авторитетных общественно-политических площадках Большой Европы. При этом, по мнению автора, подобный текст должен стать итогом коллективного творчества представителей максимального числа европейских государств, отражать разумные и естественные интересы людей разного возраста, пола, национальности, веры и социального положения.

Статьи

ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
КОГДА? КОГДА?
СТРАХ СТРАХ
РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД? РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД?
Все статьи

Хроника

БУРНЫЙ АПРЕЛЬ Завершающийся апрель стал для сенатора А. Климова насыщенным многими значимыми событиями:
К ЮБИЛЕЮ КАНТА 9 апреля сенатор А. Климов провёл брифинг по итогам проведённых 4-6 апреля в Калининграде, в рамках
ЗАЯВЛЕНИЕ А. КЛИМОВА В канун начала массового голосования на выборах Президента РФ глава сенаторской комиссии по защите
Вся хроника