ГлавнаяСтатьи › ЭНЕРГИЯ МАСС

ЭНЕРГИЯ МАСС

Пять сотен лет назад вышла книга «Утопия» Томаса Мора, которого потомки назовут одним из предтече научного коммунизма. Та «Утопия», где описано мифическое общество процветания и за которую Мора казнят. Много воды утекло с 1516 г., но идеи о «рае на земле» периодически вдохновляют людей на неординарные поступки.

Идеи, учили марксисты, становятся материальной силой именно когда они овладевают массами. Подобное случилось в России в октябре 1917 г. Правда, «Утопию» воплотить в жизнь не получилось. СССР развалился на пятнадцать суверенных государств, ни в одном из которых марксисты у власти не усидели. Зато энергия революционных масс реально потрясла мир.

Отец «Великого Октября» - Владимир Ленин измерял эту энергию в среднегодовом числе «стачников». По его подсчетам число бунтующих рабочих выросло с 43 тыс. (в годы перед первой русской революцией) до почти 3 миллионов в период начала вооруженных восстаний (1905). Потом число «стачников» ежегодно уменьшалось и в 1908 г. оказалось на уровне 175 тыс. Из чего «самый человечный человек» сделал вывод об упадке «революционной энергии масс».

Слава Богу, энергия масс носила не только революционно-разрушительный характер. Когда «Утопия» Мора только начинала брожение среди европейских умов, 1 сентября 1581 г. с территории Пермского края сквозь Уральские горы («За Камень») по реке Чусовой вышел отряд русских казаков. Эти отчаянные люди с топорами, пиками и пищалями, волоча на себе большие лодки, начали великий поход на Восток, «встречь Солнцу». Через сто лет потомки Ермака подойдут к Тихому океану, а потом покорят заснеженную американскую Аляску.

В отличие от революционных утопий, принесших России миллионы загубленных жизней и величайшие потрясения, энергия масс, покорявших Сибирь и Дальний Восток, позволила России стать самым большим государством мира, и одарила Отечество третью природных богатств Земли, дав выход к рынкам Азии и Америки.

Энергия большого числа людей, объединенных общей идеей, общей верой, способна горы свернуть. В России эта энергия нередко использовалась как сила разрушения. Недаром пушкинский герой в «Капитанской дочке» говорил: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

По тонкому замечанию работавшего в США разведчика-нелегала, ныне аналитика МГИМО Андрея Безрукова, нынешняя Москва, занимаясь внутренним развитием страны «до сих пор не распаковала важный, но опасный ресурс развития – общественный энтузиазм». Хотя, отметим мы, практически в каждом послании президент Владимир Путин прямо апеллирует к народу и призывает проявлять инициативу.
С точки зрения формальной логики в современном обществе энергия масс должна бы стимулироваться выборами, ведь кандидатам необходимо увлечь своих избирателей. На практике же бывает по-разному.

Стоит, например, очередной претендент и либо рассказывает гадости о соперниках, либо повторяет казенные призывы «за все хорошее». Ну как тут повысить народную энергетику! А еще большинство обычно ждет, что соискатель на власть сделает лично для них, а не что они ВСЕ ВМЕСТЕ сделают для СВОЕГО села, района, города, края, страны, наконец.

За первую половину 2016 г. – года больших федеральных и региональных выборов – количество закрывшихся фирм превысило в России число вновь зарегистрированных (242,4 против 218,5 тыс.). В 2015 году за аналогичный период ситуация была противоположной (прекратили существование лишь 87 тыс., а зарегистрировались – 222,9). При этом падение ВВП составило около 1% (в сравнении с 6 мес. 2015 г.).

Значит, роста предпринимательской активности сейчас нет. Что же касается основной «массы», то по данным ВЦИОМ в 2016 г. «тренд на снижение социального самочувствия сохраняется». Индекс удовлетворенности жизнью составил в начале 2016 г. 51 пункт, тогда как в 2013 - 2015 гг. он превосходил 60 пунктов; довольны жизнью менее половины россиян. Последнее есть свидетельство массовой апатии. Многим хочется жить получше, а брать на себя ответственность (в том числе деловую) – не очень. Сказывается, видимо, патернализм прошлого и отсутствие близких большинству целей, а также героев, способных вести массы «через тернии к звездам».

Столичные господа, которые катают своих собачек на персональных самолетах по зарубежным выставкам, с трудом подходят к роли новых Ермаков и Строгановых. К тому же, харизматические личности вызывали и вызывают тревогу у бюрократии: кому, мол, нужны возмутители спокойствия. Не удивительно, что молодежи «прикольнее» не освоение Сибири и Дальнего Востока, а ловля виртуальных покемончиков с помощью чужеземных мобильников.

На мой взгляд, несмотря на огромные затраты мало пригоден для обеспечения нужной общественной энергетики и «спорт высоких достижений». Он, конечно, может кратковременно повысить эмоциональный фон, вызвать шумные патриотические реакции, но сомневаюсь, что диванный болельщик с банкой пива как-то связан с темой созидательной энергии масс (не говорю о скандалах вокруг большого спорта!).

Физкультура и массовый спорт, уверен, более полезны: укрепляют здоровье миллионов, ограждают их от вредных привычек и сонного безделия. В любом случае спортивные рекорды автоматически не ведут к рекордам социально-экономическим.

То же можно сказать применительно к элитарному искусству и массовой культуре. Они могут лишь отчасти «завести» на большие и полезные Отечеству дела. Песня, - как заметил поэт, - только помогает «строить и жить». Одними зрелищами хлеба не заменишь!

В конце 1980-х годов, незадолго до краха СССР, общество познакомилось с пассионарной теорией этногенеза Льва Гумилева, которая рассматривает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов и окружающей их среды. Рассуждал Гумилев и о феномене избытка биохимической энергии – пассионарности, непреодолимого внутреннего стремления к деятельности по изменению собственной судьбы и окружающей действительности. Речь все о той же энергетике масс, а по Гумилеву она у разных народов и в разные периоды очень разнится.

Необходимая для концентрации энергии масс форма общественной самоорганизации издревле была известна в России. Ее еще называли соборностью, приматом общественного над индивидуальным, стремлением к общинности, приоритетом государственных интересов над сугубо личными. Последнее явно отличает традиционный российский подход от индивидуалистического, западного.

Энергия масс не тождественна сумме разнонаправленных индивидуальных энергий. Путем длительного эволюционного процесса количество частных стараний способно привести к позитивным общественным изменениям. Однако этот процесс обычно требует столетий. Вызовы, перед которыми стоит российское государство и общество, не дают возможности для столь длительных процессов. Значит, придется все-таки опираться не столько на нефть, газ и административный ресурс, сколько на «ресурс общественного энтузиазма».

Массовый энтузиазм трудно направлять на заранее поставленные цели и сложно поддерживать в течение длительного времени. Это только в песне «есть у революции начало, нет у революции конца». В жизни после всплеска народного воодушевления приходят периоды коллективного пессимизма, застоя, депрессии. История новой России, увы, иллюстрирует эту динамику.

Да, мы за четверть века практически бескровно (в отличие от большевиков) перешли от одной модели общественного развития к другой. Мы во многих вопросах превысили количественные показатели социально-экономического развития советского периода. Несмотря на внешние факторы, Россия удерживает пока эти важные рубежи. Но делать подобное лишь за счет продажи природных ресурсов и закупок импортных товаров уже невозможно.

Наше население увеличивается, но незначительно. Причем тех, кто в трудоспособном возрасте, становится меньше (по сравнению с детьми и ветеранами). Природные ресурсы достаются труднее. Внешние рынки не столь доступны. Технологическое отставание во многих сферах очевидно. Внешние победы не способны решить все внутренние задачи, а патриотические лозунги без практического подкрепления быстро девальвируются. Полиция, ФСБ, прокуратура, национальная гвардия и даже СКР не способны сами по себе увеличивать производительность общественного труда и уровень жизни сограждан. Это скорее тормоза, чем ключи зажигания, руль или акселератор (хотя без тормозов тоже нельзя).

Обществу нужна, думаю, уже не столько национальная идея (В. Путин в феврале 2016 г. отождествил ее с ПАТРИОТИЗМОМ), сколько дебюрократизация и адекватные проводники идеи (лидеры, вожаки, «герои нашего времени») на федеральном, региональном и местном уровнях.

Физика учит, что для возникновения цепной реакции масса ядерного топлива должна достигнуть критического уровня, после чего начинается выделение огромной энергии. Причем, эта энергия может стать как разрушительным взрывом над Хиросимой, так и животворным, экологически чистым потоком тепла, света, питьевой воды. Во втором случае тоже необходим точный расчет и строгое соблюдение технологической дисциплины. Иначе не миновать очередной чернобыльской катастрофы.

Энергия масс требует схожих подходов. Она может и обязана стать главной движущей силой развития нашей огромной страны, преобразить ее, принести новые социальные достижения за счет устойчивого роста экономики. Для этого важно обновить наши общественные «энергетические технологии и оборудование», поднять «технологическую дисциплину». Впрочем, не менее важно точнее определить цели развития и пути к ним, чтобы не расплескать энергию масс на построение очередной Утопии.

Андрей КЛИМОВ
доктор экономических наук

Статьи

ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
КОГДА? КОГДА?
СТРАХ СТРАХ
РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД? РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД?
Все статьи

Хроника

К ЮБИЛЕЮ КАНТА 9 апреля сенатор А. Климов провёл брифинг по итогам проведённых 4-6 апреля в Калининграде, в рамках
ЗАЯВЛЕНИЕ А. КЛИМОВА В канун начала массового голосования на выборах Президента РФ глава сенаторской комиссии по защите
ФОРУМ СОСТОЯЛСЯ!  21 февраля с.г. в начале пленарного заседания Совета Федерации сенатор А. Климов ознакомил коллег-с
Вся хроника